Нежная,добрая,голосистая красотулишна.
Анфиса,наша отзывчивая,ласковая и добрейшая на свете птичка,прожила на свете чуть больше 10,5 лет,не мало,но и недостаточно много. У неё было хорошее здоровье,и если бы не несчастный случай,жить бы ей и жить.
Появилась она в нашей семье 20 октября 2011 года,мы с сыном приобрели её в магазине "Бетховен" на Домодедовской,выбрали как самую активную и внимательную,реагировавшую на постукивания по стеклу. Сразу взяли ей и вместительную клетку,а домой везли в картонной коробке с дырочками. Первое время она дичилась нас,кричала и даже покусала мне палец до крови,но в течение месяца сын Игорь её умело приручил,и вскоре она могла подолгу сидеть у кого-нибудь на пальце и чистить свои пёрышки. Они с сыном стали лучшими друзьями,вместе обедали и ходили по квартире(она на плече),только звали её тогда Андрюшиком,ведь мы же считали,что купили самца.
А в 3,5 года наша "Андрюша" неожиданно и для себя самой снесла в клетке яйцо и этим озадачила нас. Пришлось срочно переименовать её в Анфису и целый месяц привыкать окликать её по-дамски. И в это же время она переселилась из комнаты сына в мою комнату,куда дочь Вика выносила подневать волнистых попугаев Бартика И Ромчика. С ними она не особо дружила,но когда их не стало после тяжёлых возрастных болезней,и остался только молодой волнистик Лимончик,его она полюбила,приучила его грызть минеральный камень,есть песок и вольготно разгуливать по комнате где только вздумается. Он летал за ней всюду как хвостик,со шкафа на карниз,с кресла на шкаф и в клетку,сначала столовались в её клетке,потом она забиралась к Лимончику в клетку поменьше,иногда разгуливали по полу или садились на стол и склёвывали там крошки от Викиного обеда. Случалось Анфисе сбегать из клетки ещё до уборки,и тогда она садилась на клетку Лимончика и по-птичьи общалась с ним. А когда я приходила в комнату и сидела там на кресле при своём занятии,они оба садились на спинку кресла и по очереди забирались мне на плечи,а то и на голову,если же майка моя была со стразами,то они цеплялись на неё спереди и дружно отковыривали украшения. Порой Анфиса и ластилась ко мне,целовала плечи,руки,теребила серёжки,льнула головой к щеке,вывёртывалась вся при этом. Какие это были счастливые моменты!
Когда Лимончик заболел в 4,5 года и умер,не дожив и до 5 лет ( как позже выяснилось,попугайчики с таким красивым окрасом долго не живут из-за генетических особенностей,приводящих к ранним болезням ) ,Анфиса впала в депрессию. Садилась на его клетку и высматривала там друга. Клетку пришлось помыть и убрать. Анфиса подолгу сидела на каком-нибудь одном месте и не проявляла прежней активности,я переносила её в клетку поесть ,предлагала ей вкусные блюда,чесала за ушком. Она пристрастилась к варёным яйцам,гречке и сенегальскому просу,так и "заела" свою тоску по любимому другу. Потом ещё и к Викиным обедам присоседилась,сама прилетала на стол и с ложки склёвывала варёные перловку,пшено,рис,гречку,гороховую кашу ,макароны и даже картошку,когда что придётся. Угостится немного и летит уже к кормушке с зерном дообедывать,а водичку из поилки пила аккуратно,но торопливо,будто на работу спешила. И за угощение позволяла Вике поцеловать себя несколько раз в спину,кокетливо вскрикивала при этом,но в руки не давалась,улетала.
Но не просто так была Анфиса любительницей поесть.Периодически несла она яйца,три раза в год по 4-7 штук через день-три,то в клетке,то на шкафу. Нервничала,пока не отложит яйцо,уже с утра "митинговала",голосистая такая и требовательная.За последние 4 месяца жизни она снесла около 25 яиц,последнее яйцо было меньше остальных. Мы ей и световой день уменьшили,и не часто кормили белком,и щели закрыли,всё равно в клуши просилась,дурачилась в клетке на дне,будто высиживает птенцов,шипела,если ей мешали. Но при этом истощённой она не выглядела,хорошо ела,грызла минеральные камни,грызла штукатурку на стенах в излюбленных ею местах,летала по комнате куда угодно ей весь день.
Я называла её то Красотулишной,то Звёздочкой,то Анфиса-джан в шутку,Катя называла Ананаской,а Вика в шутку - Бабкой ( Лимончик-то младше её был,отсюда и пошло ) и Экстремщицей ( за длительное восседание на углу ковра и на косяках дверей ). И величали её Лидией Петровной в честь школьной уборщицы,когда Анфиса по-птичьи рассуждала о чём-то своём или возмущалась по разным поводам. Да ей было всё равно,лишь бы с ней разговаривали. Общительная была Курлыка моя. Скажешь "Кырк!",она и ответит "Кырк!" Что-то ей рассказываешь или хвалишь её,всё она в ответ кыркает. Бывало,ждёт меня под вечер,приду я,посижу рядом,Анфиса сразу давай ужинать,слетев со шкафа в клетку,в кормушках шебуршать зерном,яблочко аппетитно обгрызать,а как опять выйду из комнаты,так она свистнет в след,возмущается,мол,и часа с ней не посидела я.
Смотреть в окно и тем более гулять возле него Анфиса побаивалась,не улетела бы ни за что. Но однажды в знойный день июня 2021 года она всё же села возле форточки под ветерок и... провалилась между рамами окон и какое-то время молча разгуливала в пыли,пока её не заметила Катя. Несостоявшуюся беглянку срочно извлекли в целости и сохранности из плена.Хорошо,что окно было зарешечено.
Купаться Анфиса не любила,хотя ей и тарелку с водой ставили,и купалку предлагали,и из опрыскивателя смачивали. Она себя чувствовала несчастной,когда была намокшая,поэтому я не настаивала на купании. Но в жару Анфиса с удовольствием осёдлывала вентилятор,и так и эдак крылья расправляла над ним,чтобы проветриться. Поклюёт зёрен в клетке и опять к ветерку,смешная и шустрая.
Каждый день сразу после уборки комнаты я выпускала Анфису из клетки,и до самого вечера она была там хозяйкой. Садилась на карниз,подгрызала свою дырку возле кронштейна,грызла дырку на одной дверью,потом над другой,вразвалочку прогуливалась по спинке кресла-кровати,сидела на спинке вращающегося кресла,забиралась на угол ковра и подолгу восседала на нём,чистила пёрышки сидя на струне посреди комнаты,красовалась на тумбе под телевизор,бродила по полке с иконами и целовала клювиком фарфорового ангела,прилетала на стол проверить не осталось ли на нём крошек еды,разгуливала по полу как голубка,лазила по верху клетки. Вечером садилась на пруток у главного входа в клетку и молча сидела на нём,как на крылечке,тогда можно было подойти и,наклонившись,поцеловать Анфису в пузико,это она одобряла кокетливым кырканьем. Но самым любимым местом нахождения у неё был ряд шкафов с контейнерами. Здесь Анфиса стучала клювом по контейнерам или пряталась за них,туда-сюда бегала вдоль шкафов,помахивая своим озорным лихо загнутым хохолком, и на углу выбрала себе наблюдательный пост,с которого высматривала,что у Вики на обед,что за угощение ей принесли в клетку,вернулась ли хозяйка,и на всё реагировала,слетала или курлыкала,если её звали. Поворачивала пушистую попу и "бомбила" помётом пол и мой выдвижной мини-столик. Хулиганка! Я потом уборку делала со шпателем. И такая разговорчивая была. Можно было рассказывать ей что угодно и жаловаться на всё,Анфиса в ответ кыркала и всегда откликалась на своё имя. Шабутная и игривая,она похищала мои зубочистки и ватные палочки,таскала их по столику и скидывала на пол,а когда я сидела и что-то зашивала,Анфиса прилетала ко мне потеребить лоскутки и нитки,аккуратно так перекладывала их,а если я сидела на кровати,закинув ноги на кресло,то она,походив вдоль моей ноги,садилась на кончики пальцев и важно чистила там свои перья. Поздно вечером уже в клетке она с верхней жёрдочки тёрлась хохолком о деревянный колокольчик,почёсывалась,и это означало,что птица наелась и нагулялась и готова ко сну.
Если будучи птенцом она сидела на пальчике у кого угодно,то с возрастом стала более избирательна,отдавала предпочтение мне и Игорю и в конце концов признала своей хозяйкой меня,позволяя мне обращаться с ней как с куклой - тискать,гладить,таскать,почёсывать - всё было можно. На незнакомцев,появлявшихся в комнате,Анфиса шипела,но не нападала. Почему-то ей не нравилась моя блузка в горошек,стоило мне её одеть,как корелла устраивала в комнате переполох с метанием по углам и криком. А перед Игорем,не часто заходившем в комнату,Анфиса показывала "монтану",полностью крылья распахивала вверх или наклонившись вниз и долго в такой позе ходила по шкафу,позировала для фото. Но и просто так ради зарядки "монтану" она тоже часто делала. Я её хвалила : "Ох и красота!!!" На что она ещё не один раз охотно показывала свои пушистые подмышки. А Вика всё говорила в шутку : "Анфиса предвещает апокалипсис."
Не дай Бог,конечно. Но в жизни самой Анфисы этот апокалипсис,увы,случился... Ещё 12 марта,когда Анфиса сидела у меня на пальчике и прильнула к моей щеке,меня пробила ( с чего бы? ) дурацкая мысль " она со мной попрощалась ",я тут же перекрестилась " Не дай Бог! ". И вот 14 марта,когда ничего не предвещало печального исхода,случилось. Был обычный погожий день. Анфиса утром сладко потянула крылья в разные стороны,курлыкнула на моё приветствие,аппетитно поела,попила водички,погрызла минеральный камень,потом к 11 часам потребовала выпустить её из клетки и перемещалась по комнате до самого вечера. Один раз как-то странно чихнула. А ближе к ночи,когда я пришла в комнату посидеть с ней и при своих делах,Анфиса поклевала зёрен,погрызла дырку над дверью и села на карниз-струну посреди комнаты,чтобы по привычке там почистить свои пёрышки. И вдруг во время этой процедуры она метнулась на шкаф,со шкафа - на струну и упала на пол. Я тут же подняла её,Анфиса быстро,но тяжело дышала. Мы подумали,что она отравилась,но чем. Давали ей энтеросгель,водички,но это не помогло,ей становилось только хуже. Я поняла,что она умирает,и врач не успеет доехать,взяла её в руки и поглаживала,потом посадила на минуту на жёрдочку,с которой она не падала,но задыхалась. Я взяла её,а она с каким-то торжествующим лицом вцепилась клювом мне в палец и прокусила его. Я ей разжала клюв и стала гладить,успокаивать,и в этот момент у меня в руках она встрепенула крыльями и умерла... умерла с блаженным лицом как будто в полной уверенности,что здесь её любили.
Мы сделали из картона коробочку и положили её туда завёрнутой в обрезок моей майки,с которой она любила отковыривать стразы,и похоронили в уже оттаявшей земле под высоким клёном за домом под покровом ночи. А потом плакали и выясняли,от чего Анфиса умерла так внезапно : отравилась ли чем,подавилась ли собственным пухом или штукатуркой,или оторвался тромб и закупорил лёгкое. А может,из-за слишком частых кладок яиц она выработала свой потенциал,и что-то вдруг внутри неё произошло. Вскрытие показало бы,но я была против порчи тела,ведь птицы очень любят свои костюмы.
Обидно и горько,что такая выпала ей судьба. У неё всегда был прекрасный аппетит,желание двигаться и что-то делать,розовые лапки,приветливые глазки-бусинки и жизнерадостная улыбка на птичьем лице. Серьёзно ничем она не болела,разве что нахохливалась при холодной сырой погоде и слишком уж ощипывала себе спинку и грудку в период кладки яиц. Правда,в последнее время плохо летала на длинные дистанции,падала,если приходилось,но не огорчалась,передохнёт и дальше по своим делам двигается.Ведь вот просто птица,а заряжала же всех своим жизнелюбием и оптимизмом.
Анфиса,милая моя,родная девочка... она отдала нам всю свою любовь,доброту,тепло души и нежность. Она была яркой артистичной личностью и нашим маленьким неприхотливым счастьем.
Когда я смотрю на её фотографии,где её распахнутые крылья и приветливое лицо будто символизируют чистую открытую душу,на душе моей возникает пустота,которую никогда невозможно никем и ничем заполнить. И мне всегда тебя будет очень и очень не хватать.
Прости,Анфиса,что не смогла предотвратить твоей гибели и спасти тебя,что,может быть,уделяла тебе недостаточно внимания. Но я всегда любила и люблю тебя,всегда гордилась тобой и переживала за тебя.
Пусть на РАДУГЕ тебе будет сытно,весело и занятно.Когда-нибудь мы обязательно ещё встретимся,ты только жди,моя хорошая.
Спасибо тебе за долгую нашу дружбу,за то,что ты была нашим верным душевным ангелом и доверяла нам.