Меня давно занимал вопрос...

Внимание, откроется в новом окне. PDF | Печать |

Рейтинг пользователей: / 27
ХудшийЛучший 
Меня давно занимал вопрос будут ли существовать в раю животные.
Раньше я, как и большинство моих единоверцев, вопринимал понятие "душа" в эллинском (прежде всего платоновском) смысле. Этот взгляд представляет собой идею о том, что наряду с кровью и плотью, в человеке присутствует еще один элемент — нематериальный, духовный, отличный по своей сути от всех материальных составляющих тела. Он-то и есть душа — нечто неопределенное, покидающее тело в момент смерти и отлетающее после физической смерти «в мир иной». Исходя из такого понимания, кажется маловероятным, что души животных, подобно человеческим, попадают в рай.
Православный взгляд на этот вопрос совершенно иной.
Во первых, эсхатологическая цель творения видна еще в первозданном мире, до вкушения Человеком запретного плода. Человеку следовало жить на Земле, в Любви, плодиться и размножаться, быть царем над Тварью и таким образом уподобляться троичному существованию Божества. Цель Бога непреложна, и после Воскресенья и Суда, Человек будет жить в таком же Раю, в каком жил до грехопадения; и таким же образом, каким он жил до грехопадения - на Земле и во плоти.
В том мире Тварь жила, значит будет жить и в будущем мире. И Тварь, будучи чувственной, с надеждой ждет этого момента(Рим.8:19-23), потому что не имеет никакой возможности быть приобщенной Божьей Любви без Человека, который являлся для Твари царем и священником.
Так что... будут жить в раю и лошади и собаки и львы и все остальные животные, хотя глистов и лобковых вшей там не будет, потому что "не войдет в него ничто нечистое". Глисты и вши - есть спутники природы падшей и тленной, а в раю природа его обитателей будет совершенно иной... Даю ответ из самой книги: "Что же такое душа? В простейшем ее виде, у животных это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных - это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства. У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами Святого Духа, которые св. пророк Исаия (11, 1 - 3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости, Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени. Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди " духовные " по апостолу Павлу (1 Кор. 2,14). Есть, как мы говорили, люди скоты, люди - трава, есть и люди - ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души. Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит ап. Иуда: "Это люди душевные, не имеющие духа" (Иуд. 19). В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т. е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия). Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим. Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением. В различных смыслах употребляется в Писании слово "душа". То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: "Ни одна душа", "никакая душа". "Ни одна душа из вас не погибнет", говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. "В восьми душах сохранил семейство Ноя" (2 Петр. 2, 5). "Душа согрешающая, она умрет" (Иезек. 18, 20). То душа является синонимом жизни. " Душа его будет ему вместо добычи" (Пер. 21, 9). "Умерли искавшие душу Младенца" (Мф. 2, 20). "Хлеб их для души их" (Ос. 9, 4). "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить" (Мф. 6,25). А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать "животной душой". "Душа их истаивала в них... Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами... От всякой пищи отвращалась душа их... Душа их истаивает в бездействии" (Пс. 106). "Будет он пастись... и душа его насытится на горе Ефремовой" (Иер. 50, 19). "Насытится ими (добычей) душа моя" (Исх. 15, 9). "Голодному снится, будто он ест... и душа его тоща... снится, что пьет... и душа его жаждет" (Пс. 29, 8). "Благотворительная душа будет насыщена" (Притч. Сол. 11, 25). "Душа ленивого желает, но тщетно, душа прилежных насытится" (Притч. Сол. 13, 4). "Нерадивая душа будет терпеть голод" (Притч. Сол. 19, 15). "Сытая душа попирает и сот" (Притч. Сол. 27, 7). "Душа ваша да насладится туком" (Ис. 55, 2). "Душа их будет как наполненный водою сад" (Иер. 31, 12). (Здесь речь идет о благах земных). "Прилепилась душа его к Дине" (Быт. 34,3). "Ждет ее (платы) душа его" (Втор. 24, 15). "Отвращается душа его от любимой пищи" (Иов. 33, 20). "Слышишь, душа моя, звук трубы" (Пер. 4, 19). "Напитаю душу священников туком" (Иер. 31, 14). "Чего желает душа твоя" (Петр. 20, 4). Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой. "Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2, 26). "Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю" (Екк. 3, 21). "Находящимся в темнице духам (не душам!)... проповедал" (1 Петр. 3, 19). "К духам (не душам) праведников, достигших совершенства" (Евр. 12, 23). "И возвратился дух ее" (дочери Иаира) (Лк. 8, 55). "В Твою руку передаю дух мой" (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). "Господи Иисусе: прими дух мой" (Деян. 7,59). "Изыдет дух его и (он) возвратится в землю свою, в тот день погибнут все помышления его" (Пс. 145,4). "И возвратится прах в землю, чем он и был, и дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12, 7). Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга. "В тот день погибнут все помышления его", т.е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга. "Изыдет" не душа, а дух, "и возвратится в землю свою", т.е. в вечность. Прах возвратится в землю, чем он и был, а "дух возвратится к Богу, Который дал его". И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном. Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 21): "... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих". В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20,0; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т. е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой. "

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Поиск по сайту